Три истории, которые меня задели.
В Питере на день рождения Бродского прекрасные люди нарисовали потрясающее граффити великого поэта. Но глупость, косность и советская закалка победили, и некий безымянный завхоз закрасил красоту отвратительной краской цвета лежалой конфеты. Потому что не может быть в полицейском государстве поэзии, не бывает ненаказуемой честности, не простят Поэту вольнодумия, а художнику вдохновения.
Любимая нами всеми Джоан Роулинг, наша общая мама, подарившая нам 7 лет в волшебном Хогвардсе, показавшая, как волшебство скрывается буквально за углом, нужно лишь знать секретный камень в кирпичной кладке самой промозглой лондонской стены, ударить по ней волшебной палочкой, и мир преображается… Так вот, эту восхитительную прекрасную женщину травят, высмеивают, подвергают опале всего лишь за то, что она посмела назвать женщин женщинами. И её же названные дети, герои, которых она придумала, подросшая Гермиона и Гарри отворачиваются от неё. Потому что мир сошел с ума, и страшный, непонятный никому новояз, включающий 250 гендеров и определений, теперь важнее и значимее таланта, доброты и здравого смысла.
Ну и последний удар в под дых от этого сбрендившего мира – конечно, Оскар. Теперь нельзя снимать просто кино. Нужно включить все буквы ЛГБТИК… алфавита, поставить везде чернокожих женщин, в кресло режиссера посадить инвалида и говорить только о проблемах трансов. Потому что к чёрту весь ваш талант, к чёрту нормальность – мир захватила инклюзивность и толерантность непримиримая, как нацистская идеология.
Фу. Ужасно. Мерзко. Отвратительно.
Люди, гораздо более достойные, чем я, высказались по поводу всего этого мракобесия. Что мне ещё остаётся теперь?
Возможно, добавить несколько деталей.
Ну например, о том, что граффити в Питере – это несколько не граффити. Это была наклейка, которую задолбавший всех на свете бизнесмен Олег Лукьянов налепил на здание школы, дабы попиариться. Олег вообще любит клеить наклейки в историческом центре города, примерно как восьмилетняя девочка, на любые попавшиеся поверхности.
Он клеит лебедей и скачанные с первой страницы выдачи гугла страшно красивые картинки в тех местах, где, как ему кажется, срочно нужно перекрасить стеночку. Всё это выкладывается в инстаграмчик с целью продать свою инновационную технологию по созданию гиганстких стикеров для любых поверхностей. Помните в 90 были модные фотообоины с берёзками и морскими пейзажами на всю стену? Вот оно.
Для Бродского была выбрана стена школы и фоточка Иосифа с сигаретой. Ну, чтобы точно-точно закрасили. Потому что сига, потому что школа, потому что по закону за размещение подобного произведения на стене юридическое лицо должно заплатить штраф от 100 до 300 тысяч рублей. Олег почему-то не захотел вынуть 300 косых из своего кармана. Видимо, был занят расклейкой лебедей.
Отвратительные, мерзкие коммунальщики, в общем. Лишь бы закон соблюсти и стенку школы покрасить.
У Роулинг есть потрясающий литературный дар и проблема с трансгендерами. Вообще много у кого есть проблема с трансгендерами, потому что в общественном поле это штука новая и непонятная. Вроде с геями мы как-то освоились, смогли переварить, что они в общем-то существуют, мало того, существовали всегда и существовать будут, вне зависимости от наших удивительно высокоморальных оценок о том, кому жить, а кому нет. А вот с трансгендерами трабла. Нам странно, непонятно и вообще уберите это, пожалуйста.
И вот есть люди, которым в общем-то все равно до проблем негетеросексуальных людей. Они живут своей жизнью, ходят на работу, обнимают детей, смотрят фильмы по воскресеньям. И особо не задумываются.
А есть люди, которым «Да мне все равно до этих проблем!».Они живут на форумах, ищут любые упоминания ЛГБТ в сетях, пишут тонны комментариев о том, что вокруг только гей-лобби, подписывают петиции о недопустимости гей-браков, ищут статьи на тему дискриминации и всем рассказывают, что «они хотят особого отношения, а не равноправия, я не гомофоб но…». Они ходят на работу и устраивают истерику, если в руководстве появляется открытый гей. Они обнимают детей и боятся, что эти дети увидят «живого гея». Они смотрят фильмы и плюются, если на сотню гетеросексуальных персонажей увидят одного не-гетеро.
Вот у Роулинг примерно то же, но с трансами.
Она откопала какую-то статью про менструацию и проблемы, связанные с ней. Собственно, в статье использовалось словосочетание «менструирующие люди». И её возбомбило. Она написала издевательский твит о том, что «Кажется, было какое-то слово для этого. Жанщины? Жинщины?»
Ну, то есть доебалась до столба. Мало того, доебалась достаточно тупо. Во-первых, даже не включая транс-повестку, не все женщины менструируют. Вот я, например, женщина – и ни фига. Спасибо КОК. Вот моя мать тоже женщина – и ни фига. Потому что возраст. Вот, например, одна моя дальняя знакомая женщина – и тоже нет. Потому что особенности физиологии и репродуктивной системы. Поэтому, если мы пишем именно о проблемах менструации, выделить особую группу людей, у которых она собственно бывает, – вполне себе здравая идея, не?
Во-вторых, да. Есть этот дискурс, где люди очень кроваво бьются за то, чтобы их гендрерную принадлежность обозначали так, как они чувствуют, а не так, как нам всем хочется. Казалось бы – ну и что такого? Но есть много людей, которых это не устраивает. И они готовы отстаивать свои позиции.
Вслед за твитом пошли эссе, в которых Джоан последовательно объясняет, почему её не устраивает вот это вот всё. О том, как транс-люди угрожают безопасности «нормальных женщин», и всё такое.
Ну, и собственно народ отреагировал. И да, звезды «Поттериады», известные своим активизмом, высказались в духе, что «транс-женщины – женщины, и шо ты доебалась?». Вот и весь скандал.
С Оскаром и того смешнее.
Так как с чтением английских первоисточников у нас туго, то новость растиражировалась в кривом переводе.
Гайдлаины для нового Оскара действительно существуют. Но в основном служат двум целям – убедить гигантов индустрии всё-таки брать на оплачиваемые стажировки людей, чтобы кадры хоть как-то циркулировали в этом болоте, и сказать всем возможным активистам «да отъебитесь вы уже наконец»
Правила для актеров звучат как: чтобы фильм попал на Оскар, он должен выполнить ХОТЯ БЫ ОДНО из следующих требований – хоть кто-то из исполнителей главных ролей должен быть из «угнетаемых», или история должна их хоть как-то касаться, или хотя бы 30 процентов должны быть «из этих».
«Угнетёнными» Оскар считает ВСЕХ не-гетеро, не-цисгендер, не-белых, не-мужчин, не-физически, не-умственно полноценных.
То есть, чтобы снять такую кину, которую по новым правилам завернут, надо набрать отряд здоровых, крепких исключительно белых мужиков, которые будут сидеть где-то на необитаемом острове и рассказывать друг другу о том, как хорошо быть цисгендерно-гетеро. У них не должно быть матерей, девушек, жен и ментальных отклонений. Желательно, чтобы они были расово чисты и с правильными черепами.
Если на заднем плане пробегает три человека, и один из них, не дай бог, китаец – всё, капец! Фильм, зараза такая, проходит под требования.
В общем, вся эта простыня к чему?
СМИ так устроены, что они хотят от вас истерики. Это сильная эмоциональная реакция и добиться её проще, чем любой другой. Истерика прекрасно тиражируется, дает крутой трафик, заставляет вас писать кучу оскорбленных комментариев и обсуждать это на своих страницах и в офисе у кулера. Больше кликов, репостов, шире охваты, лучше рекламные бюджеты. Никто не захочет рыться в подробностях и искать того самого дьявола, что прячется в деталях. Никто не полезет в первоисточники. Утка про Родитель 1 и Родитель 2 до сих пор циркулирует не только в сети, но и влияет на принятие решений и звучит в официальных речах.
Мне кажется, в наш век информационной технократии умение разбираться в этой самой информации – первичный навык, необходимый для выживания. Одно из правил, которым руководствуюсь лично я – если что-то вызывает сильную эмоциональную реакцию, возможно, оно было сконструировано именно с этой целью, и вам явно чего-то недоговаривают. Поэтому стоит немного погуглить, и внезапно оказывается, что совы – совсем не то, чем кажутся.
Вопли «а в Америке Роулинг линчуют» более выгодны новостным каналам, чем анализ реальной ситуации. И если мы научились не кликать на ссылки «Ученые скрывают, исключив всего три продукта, вы спасётесь от рака», то наверное, и этот кликбейт более высокого уровня сможем как-то обходить.
Читайте Роулинг и Бродского, смотрите хорошие фильмы и не поддавайтесь на провокации.